Владимирская-Ростовская икона Божией Матери

Явление

Согласно житию преподобного Алипия Печерского из Киево-Печерского Патерика, однажды один благочестивый киевлянин, соорудивший в Киевском Подоле церковь и пожелавший украсить её семью большими иконами, пришел в Киево-Печерский монастырь и обратился к двум знакомым монахам, прося их договориться с преподобным Алипием-иконописцем. Иноки согласились и заказчик дал им серебра и вручил приготовленные для икон доски. Но иноки деньги оставили себе, а преподобному Алипию ничего не сказали. Когда заказчик вернулся, монахи сказали что Алипий требует еще денег, получили их, и вновь утаили средства. Так повторялось несколько раз. Наконец заказывавший явился с жалобой на Алипия к печерскому игумену преподобному Никону. Алипий уверял настоятеля, что ему ничего не известно о заказе, но последний не верил ему и для изобличения во лжи даже приказал принести приготовленные для икон доски. Когда это было сделано, оказалось что на них – священные изображения, тогда как сам игумен в прошедший день видел доски пустыми. Чудесное событие послужило ясным доказательством невиновности преподобного Алипия и обличило клеветников.

На одной из этих чудесным образом написанных икон был изображен Спаситель, на другой – Божия Матерь с Предвечным Младенцем, а на остальных – святые. Образа были поставлены в храме на Подоле, но вскоре церковь сгорела в пожаре. При этом все чудесно-написанные иконы были найдены в пепле нисколько не пострадавшими от огня.

Весть об этом событии достигла великого киевского князя Владимира Мономаха. Он лично убедился в целости икон и взял образ Богородицы с собой в Ростов. Там он велел её поставить в местный ряд иконостаса в Успенском соборе.

Пребывание в Ростове

Чтимая икона Божией Матери в Ростовском соборе неоднократно была прославлена чудесами. Однажды своды Успенской церкви обрушились, но икона Богоматери осталась невредимой. Её перенесли в новую дубовую церковь. Последняя в 1160 году, во время большого пожара в Ростове, была уничтожена, но огонь и в этот раз не коснулся святого образа. После возведения нового Успенского собора в камне, икона была перенесена в него. В 1408 году в Ростове опять произошел страшный пожар, от которого крыша соборной церкви растопилась, а своды и глава пали внутрь; пламя сильно повредило церковную утварь и все иконы, но чудотворная икона Богоматери не пострадала от огня и в этот раз.

По оценке обзорной статьи Вахриной и Щенниковой митрополит Иона (Сысоевич) “соединил” сказание Киево-Печерского Патерика о чудесно написанной иконе Богородицы с чтимым в Успенском соборе Ростова образом и лишь после этого – “вероятно, вскоре после 1686 г., когда Киевская митрополия присоединилась к Московской Патриархии” – в Ростове началось почитание Владимирской-Ростовской иконы как связанной с преподобным Алипием [1]. В тот период в нише алтаря Успенского собора, за образом Владимирской иконы в иконостасе, появилось настенное изображение преподобного Алипия. Вскоре за тем по заказу митрополита Иоасафа (Лазаревича) был сделан список для замены (обветшавшей?) древней чтимой иконы, которая была отмечена как самая древняя (из сохранившихся) в описи Успенского собора 1691 года. Новый список был выставлен на месте древней святыни, слева от царских врат собора. Согласно чеканным надписям с датами на окладах иконы и рамы, риза была изготовлена “тщанием” митрополита Иоасафа (Лазаревича) в 1695 году, оклад рамы – в 1696 году. В 1701 году митрополит Иоасаф приложил к окладу золотую пластину с чеканным изображением Богоматери с Младенцем и золотую монету (“златницу”) на помин души патриарха Адриана.

В XVIII-XIX веках почитание иконы распространилось за пределы Ростова по его окрестностям. В 1743 году священномученик Арсений (Мацеевич) установил 2 июля ежегодный крестный ход с ростовской святыней в Ярославль и по сёлам Ростовского уезда. В 1795 году к раме иконы были прикреплены семь накладных изображений, выполненных чернью, с сюжетами и надписями об истории иконы, взятыми из Киево-Печерского Патерика; их появление, видимо, связано с указом Синода от 1762 года, дозволившим вносить киевских святых в общий Московский месяцеслов.

С иконы было сделано несколько списков. В 1855 году Городское общество Ростова заказало местному художнику-иконописцу А. Ф. Крылову список с иконы с ростовскими святыми на полях для 128-й ростовской дружины Ярославского ополчения, участвовавшего в Крымской войне. После возвращения дружины список был также поставлен в Успенском соборе Ростова. Как главная Богородичная святыня Ростова, Владимирская-Ростовская икона в XIX веке изображалась на иконах с избранными ростовскими святыми и на гравюрах с видами Ростова.

Cписок XVII века оставался на прежнем месте в соборе до начала XX века. Крестные ходы со святыней продолжались до 1920-х годов по специальному разрешению местных властей и прекратились около 1929 года после передачи иконы в музей. В 1929 году чтимая икона-список поступила из Успенского собора в Государственный музей-заповедник “Ростовский кремль”. В 1995 году икона была отреставрирована.

Описание

Чтимый соборный список XVII века по своей иконографии и размерам (103,5 x 76,6 см) соответствует древней Владимирской иконе из Успенского собора Московского Кремля. По своим художественным особенностям икона является типичным произведением конца XVII века, характерным для мастеров Оружейной палаты. На обороте масляными красками в светотеневой манере изображено Распятие с предстоящими Богоматерью и апостолом Иоанном Богословом, появившееся, вероятно, в связи с началом ежегодных крестных ходов с иконой в XVIII веке.

Фон и поля иконы покрывал кованый “сребропозлащенный” оклад с драгоценными камнями, а одежды Богоматери и Младенца Христа – массивная риза с чеканным орнаментом. Икона с окладом была вставлена в раму, также покрытую окладом, состоящим из отдельных пластин; слева и справа на пластинах рамы выделялись чеканные высокорельефные крупные фигуры архангелов Михаила и Гавриила с цветущими ветвями и развернутыми свитками в руках. Ныне сохранились отдельные части оклада. Икона имела две праздничные лицевые подвесные пелены и две простые повседневные.

Источник: древо-инфо.ру

Православие – Религия России!
Православная Россия
#ПравославнаяРоссия
https://pravoslavnajarossia.org